Есть растения просто полезные, а есть такие, в которых целебные свойства тесно связаны с магией. Цветок Иван-да-Марья — из последних. Именно его на Руси собирали в канун купальских праздников, чтобы затем проводить специальные обряды на счастье, здоровье, защиту от черных сил. Именно этому растение обязано своим дополнительным прозванием — «купавка», «купалица».
Наступают теплые деньки, и землю вдоль водоемов обильно покрывают яркие цветы Иван да Марья — магия заложена в них уже «с рождения».
- Древние славяне были уверены, что выращивают эти нарядные стебельки речные русалки — мавки.
Делают они это не по доброте душевной, а исключительно с «дальним прицелом», чтобы затем использовать растение в своей ворожбе — привлекать, заманивать и губить случайных путников.
Легенды о происхождении цветка
Брат и сестра
Первое, что встречается в фольклорных источниках — легенда про запретную страсть брата и сестры, которые были разлучены в детстве. Участь действительно незавидная: в последний момент выяснить, какой страшный грех эта влюбленная парочка практически совершила. От стыда и раскаяния превратились дети одного отца-матери в цветок, состоящий из двух частей — таких разных, но живущих все-таки на одном стебельке. Словно вечное напоминание о том, каким осторожным надо быть при выборе своей второй половинки.
В ночь на Ивана Купала
В купальскую ночь незамужние девушки в гадальные венки обязательно вплетали веточки растения «иван да марья» — магические свойства цветка должны были помочь в решении вопросов с грядущим замужеством. Веночки пускали по течению и наблюдали за тем, как они себя поведут. Самым грустным предзнаменованием считалось «утопление» ритуального головного убора — оно могло говорить о том, что девушка умрет до свадьбы и, возможно, пополнит ряды вечных невест-мавок.
Жизнь и смерть
Есть и другая трактовка особенностей этого цветка. Огненно-желтая часть лепестков олицетворяет солнечный свет и жизнь, а синяя — смерть. Как бутон одного растения невозможно разделить, так и жизнь со смертью всегда идут рядом. Вечный союз, вечное противостояние. Вероятно, именно это стало причиной того, что трава Иван-да-Марья в магии превратилась в особый сакральный символ.
Иван-да-Марья в славянских ритуалах
Интересно, что при такой романтической «предыстории» магические свойства травы «иван да марья» практически не используются в любовных обрядах. Растение очень ядовито, поэтому никакие настойки их него внутрь принимать нельзя. Только единожды в год, именно накануне Ивана Купала, добавляли нарядные веточки к березовым и дубовым веточкам для бани. Считалось, что после парилки к мужчинам возвращаются силы, а к женщинам — красота и молодость.
Засушенные стебельки использовали для совершенно иных нужд. Их прятали в углах избы, чтобы в дом не проникли злые люди и темные силы. Холщовые мешочки с цветами Иван-да-Марья носили на груди для защиты от колдовства. Предки полагали, что подобные амулеты дарили человеку ловкость и находчивость, привлекали удачу.