Практика показывает, что художники — не самые суеверные люди, но некоторые приметы велят живописцам рисовать особым образом. Ряду советов или табу легко найти практическое объяснение. Например:
- Срисовывание «живой натуры» с фотографии неизбежно сказывается на качестве работы;
- Запрет на пользование линейкой и циркулем заставляет совершенствовать технику.
Но как быть с приметами иррациональными? Почему запрещено писать с натуры младенцев или рисовать автопортрет в стиле хоррор?
Из разряда «необъяснимое»
С маленькими детьми все более-менее ясно. Ребенок, только что появившийся на свет, еще слишком слаб, уязвим. Его собственная энергетика пока не окрепла настолько, чтобы сплестись в непробиваемый защитный кокон. Младенца легко сглазить, поэтому до двух месяцев его стараются не показывать даже родственникам. Продлевать это состояние беспомощности, «консервируя» его с помощью рисунка, явно не стоит.
Еще профессиональные художники часто делают замечания новичкам, считая, что:
- изобразить самого себя попавшим в катастрофу, умирающим от полученных травм — к реальной гибели или серьезной болезни и ухудшению здоровья;
- если нарисовать реальный дом в руинах или в огне — примета предсказывает его скорое разрушение;
- несчастья, выдуманные и перенесенные живописцем на холст, могут проецироваться на будущую реальность.
Самое странное, что многие из этих суеверий получали пугающее подтверждение. Взять хотя бы полотно Репина с обезумевшим Иваном Грозным, который сжимает в объятиях тело убитого сына. Автору картины позировали двое приятелей — художник Мясоедов выступал «в роли» государя, а писатель Гаршин изображал мертвого наследника. Через некоторое время первый умудрился по-настоящему подраться со своим родным сыном, а второй — убил себя, всего на несколько лет пережив злополучного царевича.
Натурщик — работа опасная
Если верить в приметы — рисовать любой портрет смертельно опасно. Правда, трагическая участь грозит не художнику, а тому человеку, который ему позирует. Историй таких множество. К примеру, жены Рубенса и Рембрандта, которых великие супруги запечатлели на своих полотнах, умерли совсем молодыми. А дети, бывшие моделями для ангелочков, вскоре последовали за матерями.
И все-таки по части трагедий никто из живописцев не превзошел Репина с его «несчастливой рукой»! За годы творчества художник похоронил не менее десяти своих натурщиков. Трое вообще скончались буквально в течение суток после окончания работы над портретами: Пирогов и Мусоргский умерли от болезней, а Столыпин был убит.