Существует несколько легенд о том, когда, где и для чего появились карты Таро. Наиболее распространенная из них гласит: древнеегипетские жрецы для передачи будущему поколению зашифровали тайную информацию в символах Таро. По другой версии, 78 карт Таро использовались для обучения неофитов основам тайного знания.
В следующей легенде говорится, что ученые, работавшие в Александрийской библиотеке, ожидая любых катаклизмов из-за шедшей в те годы войны (I в. до н. э.), опасаясь разрушений и пожаров, собрались на экстренное заседание. Они решили в срочном порядке написать книгу, в которой бы содержалась вся мудрость мира. Мудрецы зашифровали ее в виде игры, ссылаясь на то, что азартные игры уничтожить сложнее, чем любые книги.
Некоторые авторы утверждают, что Таро — наследие Атлантиды. Самую туманную гипотезу по происхождению Таро выдвинула Е. П. Блаватская:«. .оно родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапамиз».
Для того чтобы понять, какая из легенд ближе к реальности, необходимо познакомиться с историей игральных карт.
В словаре Чинг Цзе Тунга говорится, что в Китае к 1120 г. появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с рисунками. Как известно, Китай активно торговал со странами Азии и Европы. Вследствие этого карты проникли в Европу, и первое упоминание о них относится к 1367 г., которое гласило о запрещении карточной игры. Первые карты были практически схожи с современными, отличие состояло лишь в изображении мастей.
В 1428 г. художник Бонифаций Бембо изготовил игральные карты к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца, напоминающие современные Таро — колода Вис- конти-Сфорца. Через 40 лет появилась колода с изображением богов и астрологических символов; игральные карты приобретали все более сложный облик.
Для того чтобы внести ясность в мифический период истории Таро, необходимо воспользоваться имеющимися документальными источниками. Первый документ — это сами карты. Доподлинно известно, что на древних колодах XV в. не присутствовал древнеегипетский символизм. Также смысловая подоплека карт не имеет ничего общего с философией Индии, поэтому эта страна вряд ли могла бы быть родиной Таро. Блаватская высказывала следующее мнение: «Истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее». И действительно, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро. Общность символизма Таро и вавилонских изображений, без сомнения, присутствует, но это все равно не позволяет нам сделать безоговорочный вывод о том, что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро. В Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Также в картах встречаются христианские образы: в старых колодах Папесса (Старший аркан II) нарисована в монашеском одеянии, в короне, с крестом и книгой в руках — это аллегорическое изображение истинной христианской церкви. Итак, можно сделать вывод, что Таро включает в себя элементы восточных культов и все-таки остается продуктом европейского Средневековья. В 1500 г. в свет выходит рукопись «Sermones de Ludo cum Alis», где были описаны Старшие арканы с современными названиями. Вследствие этого можно сделать вывод, что Таро как философское явление начало развиваться в XIV в.
В легендах в качестве создателей Таро упоминаются личности, владеющие некими знаниями, которые в случае их обнародования навредят своим создателям. Возможно, авторство Таро принадлежит священнослужителям, так как именно они и являлись носителями таких знаний. Помимо всего прочего, монахи Средних веков довольно активно занимались астрологией, алхимией и другими оккультными науками.
Также не обойдем вниманием тот факт, что многие знания черпались из древних религиозных и философских систем Азии и Северной Африки. В азиатско-африканских странах вследствие Крестовых походов побывали рыцари следующих монашеских орденов: госпитальеров, тамплиеров и тевтонцев.
Тамплиеры более всех интересовались религиозно-философской проблематикой. 13 октября 1307 г. орден тамплиеров был фактически уничтожен, мастера казнены, простые тамплиеры ушли в подполье. На протяжении почти 4 веков тамплиеры были на нелегальном положении. Вполне возможно, что Таро стало «азбукой» ордена Храма. После того как Жак де Моле проклял королевскую династию, которая разорила орден, и после того как с поразительной точностью это проклятие начало сбываться, тамплиеров стали упоминать уже в связи с колдовством и мистикой.
Если внимательно присмотреться к Таро, то можно найти намек на тамплиерский орден. Во- первых, в символике Таро не присутствует образ Христа, а тамплиеры были объявлены еретиками именно за то, что не признавали Его божественности. Во-вторых, в Таро имеется образ, упоминаемый в тамплиерских рукописях, — Повешенный: «Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг». В-третьих, в Таро имеется образ Бафомета (Сатаны), а именно в поклонении ему обвиняли тамплиеров. Исходя из сведений, изложенных выше, можно предположить, что Таро — страница тайной доктрины тамплиеров. Но эта гипотеза тоже остается сомнительной.
Всплеск интереса к Таро приходится на XVIII в., что совпадает с оправданием тамплиеров и их соединением с масонами. В этом же веке оккультист маркиз де Сен-Мартен написал книгу «Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной», в которой имелись главы, посвященные описанию Старших арканов Таро. К этому времени в Марселе налажен массовый выпуск карт. В 1781 г. выходит труд графа Гибелина, в котором он утверждает, что Старшие арканы Таро — это изображения из тайной книги Древнего Египта — Книги Тота.
В 1854 г. П. Христиан пишет «Историю магии», в которой он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, напоминающие Старшие арканы Таро. В своей книге П. Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок. 250—330), который в трактате «О Египетских Мистериях» опубликовал истолкование мантики, но о Таро речи не было. Символические картины Ямвлих мог выдумать, так как он считал, что чем фантастичнее будут божественные истории, тем больше в них поверят. Также нельзя исключать возможности, что поздние философы могли использовать аллегории Ямвлиха для создания Таро.
В XIX В. карты несколько видоизменяются. В 1856 г. Элифас Леви дополнил их древнееврейскими буквами.
Поговорим о таком свойстве Таро, как универсальность. Принимая во внимание то, что карты использовались для преподавательской деятельности, можно сделать предположение, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии.
Философия издавна представляла человеческое бытие как набор стандартных ситуаций, связанных друг с другом, поэтому применение Таро для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт вбирали в себя все возможные жизненные ситуации. Таро может представлять ценность в области психологической помощи, для этого можно подобрать к символам психологические соответствия. Карл Густав Юнг заметил, что символизм Таро совпадает с разработанной им системой архетипов, т. е. персонажи Таро представляют собой собирательные образы, общезначимые для человеческой психики. Вследствие вышесказанного можно сделать вывод, что символическая система Таро универсальна, она имеет несколько уровней толкования: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.
В начале XX в. Жерар Энкосс выпустил трактат «Предсказательное Таро», в котором ссылался на книгу Гермеса (Тота) с толкованием Старших арканов. Примерно в то же время выходит сборник В. Шмакова «Великие арканы Таро». Оккультисты из ордена «Золотой Зари», сравнивавшие себя с тамплиерами, вплотную занялись картами. В 1908 г. Ар-тур Эдвар Уэйт издает книгу «Ключ к Таро». Позднее он в соавторстве с художницей Памелой Колмен-Смит создает новую колоду Таро. В этой колоде номерные карты (Младшие арканы) были иллюстрированы, т. е. пользователю этой колоды навязывалось уже готовое толкование. Это внесло некоторую сумятицу в стан гадателей: они «толковали толкование».
Книга П. Д. Успенского «Новая модель Вселенной», которая была написана в 1914 г., стала «лучом света в темном царстве». Успенский критически относится ко многим толкованиям Таро: «Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться».
Свой вклад внес и мистификатор Элистер Кроули, написавший в 1944 г. «Книгу Тота» и изготовивший свою колоду Таро.
Из века в век мистики делали колоду Таро все сложнее и сложнее, толкования становились все непонятнее. В глаза также бросается тот факт, что личности, которые занимались изучением и развитием карт Таро, являются весьма подозрительными: тамплиеры — в орден вступали еретики и рыцари, совершившие противозаконные действия; мифотворцы — граф Калиостро, доктор Папюс; орден «Золотой Зари»; гурджиевцы — руководитель, которых утверждал: «Мой путь — это путь развития скрытых возможностей человека. Он против природы и против Бога»; А. Кроули, который в детстве порождал явления полтергейста и которого мать нарекла Зверем Апокалипсиса, сам же себя он называл Антихристом.
Возникает вопрос: «Стоит ли прибегать к помощи Таро?» Ответ: «Безусловно, стоит!» Если не брать в расчет репутацию Таро и их подозрительное прошлое, они являются инструментом для самопознания, сосредоточения, дисциплинируют ум и развивают его комбинаторные способности. Таро помогут продумать ситуацию, направят на путь удачи, научат думать и анализировать. Гадание Таро фактически является размышлением с возможным самопрограммированием. Результат может быть положительным, если отнестись к этому процессу без страха. Не забывайте о том, что к чистым рукам грязь не пристанет и что самое действенное добро — то, которое делается из любви к добру, а не из страха перед злом.